16
Авг
2010
Зависимость от игр у детей PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   

Как распознать зависимость?14710

Есть ещё одно свойство компьютерных игр, которое проявляется вне зависимости от того полезными или вредными мы их считаем - компьютерные игры вызывают привыкание, порою доходящее до болезненной зависимости.

Итак, если:

- увлечение компьютерными играми действительно мешает вашему ребенку общаться и учиться;

- оторванный от игры, ребенок тревожится, не находит себе места, не знает чем заняться;

- увлечение продолжается долго, намного дольше, чем время прохождения одной-двух полюбившихся игр,

то вам действительно пора разобраться в причинах происходящего.

А происходящее называется компьютерной игровой зависимостью. Будьте внимательны, только все перечисленные признаки говорят про зависимость! Исключение одного из них говорит о нормальном увлечении или ситуативности происходящего. Если ребенок уже давно увлечен компьютером и играми, но успевает общаться и нормально учиться – это вполне естественно. Любой человек, резко оторванный от какого-либо занятия, некоторое время будет в замешательстве – то же относится и к ребенку, играющему за компьютером. Если вы замечаете, что ребенок слишком долго играет, но после замечания находит себе другое занятие – это не зависимость.

В чём причины?

Многие родители задают себе вопросы: почему ребенок увлёкся именно компьютерными играми, а не спортивными? Почему ребенок не понимает, что теряет время зря? Почему его так тянет к компьютеру при любой возможности поиграть? Сведём эти вопросы к главному: в чём секрет привлекательности компьютерных игр? Давайте разбираться в этом вместе. И для начала, подумайте, о чем идёт речь в следующем абзаце.

Здесь всё – образы, которые всегда имеют отношение к реальности (взяты из неё), но не всегда ей соответствуют. Здесь можно путешествовать по любым местам, иметь любые, неограниченные возможности, быть таким, каким хочется, превращаться в кого захочешь. Если что-то не получается, то можно начать заново, ведь в памяти сохраняется любой удачный и неудачный момент. Здесь преодолеваются трудности, набирается опыт. Это мир, в котором есть только Я и мои личные усилия, не зависящие от других людей.

О чём речь? О компьютерной игре? Нет. В предыдущем абзаце описана человеческая фантазия, воображение, которые присущи всем людям, но особенно ярко проявляются у детей.

Потрясающее сходство компьютерной игры и фантазии – это первая и главная причина, благодаря которой происходит слияние сознания ребенка и компьютерной игры. Заметьте, именно слияние, а не привыкание. Мы не можем на это повлиять, потому что не можем ни изменить свойств воображения, ни переделать компьютерную игру. Именно поэтому так трудно оторвать ребенка от интересной компьютерной игры. Книги и телевизор – это пассивные источники информации, их содержанием нельзя управлять, а любой ребенок стремится управлять своей жизнью. Начинается это управление с фантазии. Ребенок представляет как он будет сам делать что либо, как будет управлять той или иной стороной своей жизни, и когда наступает момент самостоятельности…

Стоп! Перед нами вторая причина, по которой дети предпочитают компьютерные игры реальности. Желание управлять. Человек - не просто автомат, реагирующий на внешние воздействия, а активное, созидающее и управляющее существо. К ребенку это относится в полной мере. Ребенок, который уже умеет осознавать себя и соотносить свои действия с окружающими должен иметь свою «территорию», часть жизни, где он будет хозяином, сможет управлять, создавать и разрушать, быть настолько активным, насколько необходимо ему, а не другим. Для дошкольника эта «территория» может быть совсем маленькой, для подростка – намного больше.

А теперь задумаемся, многим ли управляет ребенок в своей жизни? Если ребенок не имеет своей «территории» или она слишком мала для него, то ему намного проще остаться на предыдущей стадии – фантазии. Все мы были подростками и все помнят, как много мечтали, как проигрывали различные варианты действий в важных ситуациях, как придумывали свои собственные миры, в которых всё «управлялось» нами, потому что нами же было создано, нафантазировано. Многие увлекались чтением фантастики и приключений, просмотром фильмов такого же фантастически-приключенческого содержания. Что мы делаем, когда отрываемся от книги «перевести дух»? Не пытаемся ли представить, что сделали бы на месте героя, который так взволновал нас? Или поставить героя в иную ситуацию? Или просто полюбоваться на созданный фантазией образ? Всё перечисленное возможно в компьютерной игре, причём настолько реалистично, что даже взрослому велик соблазн поиграть.

Итак, вторая причина увлечения компьютерными играми – отсутствие возможности управлять своей реальной жизнью.

А если возможность есть? В действительности, многие родители дают своим детям достаточно свободы для самовыражения и проявления самостоятельности, а многие дети имеют не условную «территорию», а свою собственную комнату, где они могут хозяйничать. И всё бы хорошо, но любимое чадо всё равно садится за компьютер и играет, играет играет… В чём причина?

Причина эта хорошо известна родителям. У ребенка может просто отсутствовать опыт самостоятельности и управления. Не по этой ли причине родители часто отказывают ребенку в самостоятельности, опасаясь за него? Вот и находит ребенок самый простой путь – получать опыт в процессе игры, чтобы этой же игрой умело управлять. Игра — упрощенная имитация реальности, в которой разнообразие факторов и случайность сведены к минимальной необходимости, поэтому научиться управлять игрой проще, чем жизнью. Ребенку нужны образцы управления и собственный опыт, нужна не просто голая возможность, но и умения и навыки. Играя в компьютерную игру, ребенок получает: свою «територию», возможность управлять персонажем, возможность сделать ошибку и набраться опыта, чтобы управлять ещё лучше.

Третья причина чрезмерного увлечения компьютерными играми – это отсутствие опыта управления своей собственной жизнью.

Что делать?

Что ж, с причинами разобрались. О следствиях написано в начале - это и агрессивность, и замкнутость, и тревожность, и нарушения контакта с окружающими, и отсутствие желания учиться и многое другое. Что же делать, если ребенок оказался зависимым от компьютерных игр?

Следует помнить, что ребенок, для которого главным девизом жизни является «нельзя!», который не знает, что такое «вместе», который не получает ярких впечатлений и не имеет ничего по-настоящему своего, который уже потерял надежду всё это познать и обрести – скорее всего уйдёт в свой придуманный мир, а при наличие компьютерной игры – уйдёт в неё.

Первое и самое важное, что нужно сделать: дать ребенку возможность быть самостоятельным. Дошкольникам и младшим школьникам эту возможность нужно именно дать, а вот подростки – более сознательны, с ними можно обсудить, договориться, позволить выбрать самим. Единственное, чего делать не нужно – это говорить «делай что хочешь», а конкретизировать «Это твоё… Здесь ты можешь…».

Второе, не менее важное – научить ребенка управлять собой и вверенной ему самостоятельностью. Для этого нужен собственный пример взрослого и совместное освоение новой для ребенка возможности, особенно это важно поначалу, когда ребенок только приучается к серьёзной самостоятельности. Когда он сможет сам, родители это увидят и почувствуют.

Третье – способствовать как можно большему разнообразию опыта ребенка. Наличие хороших книг дома – это возможность получить теорию. Книга и телевизор никогда не заменят живого общения с людьми, поэтому в любом возрасте с ребенком нужно общаться, вместе делать что-либо, ходить на экскурсии, в походы, путешествовать (хотя бы в ближайший лес).

Как видим, методы борьбы с таким сложным явлением, как компьютерная зависимость, оказываются очень простыми и универсальными. Наши советы можно обобщить одним ёмким выражением: ребенка нужно уважать.

Попов О.А. (http://psystat.at.ua

В социальных сетях:

Обновлено 08.02.2013 15:19
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

GameOver.org.ua