17
Июн
2013
На игре. Что ищут украинцы в виртуальном мире PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   

Три миллиона украинцев зависимы от компьютерных игр. В виртуальном мире они ищут укрытие от реальных проблем5475958

Александр Соловьенко из Симферополя начал играть в 15 лет. Пару раз в неделю по ночам он с друзьями ходил в компьютерные клубы. «Резались в шутеры, стратегии, ролевые игры. А утром наступало странное состояние: всё казалось нереальным, на людей смотрел, как на монстров», — с ужасом вспоминает Андрей. Из-за своего увлечения девятый класс Александр закончил с тройками, а после десятого, чтобы не оставаться на второй год, пошёл в ПТУ. Последующие годы регулярно играл вечерами на работе и дома. «Потом пару лет не играл, казалось, отпустило, – говорит Соловьенко. — Но как-то, уже с женой, установили сетевую игру Perfect World, и началось: бывало, резались по 6-8 часов подряд».

Избавившись от игровой зависимости, Александр Соловьенко занялся садоводством и игрой на бас-гитаре
Фото: из личных архивов

 



Похожих историй в Украине тысячи. Согласно всеукраинскому исследованию Института Горшенина, свободное от учёбы время в виртуальной реальности проводят 42,6% украинских подростков. А по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более трети молодёжи посвящают этому виду досуга свыше двух часов каждый будний день. Всего, по оценкам специалистов, «на игре» сидят около трёх миллионов украинцев.

В самой по себе компьютерной игре нет ничего плохого. «Но она не должна быть ценнее и важнее других занятий — к примеру, прогулок на природе, занятий спортом, танцев, встреч с друзьями», — говорит психолог Татьяна Полоскова, специализирующаяся на работе с зависимостями. Психологи и социологи подтверждают: проблема обостряется. По оценкам Полосковой, с 2008 года количество обращений с жалобами на зависимость от компьютерных игр увеличилось в 4–5 раз.

С ней согласен и Роман Устименко, создатель единственного в Украине ресурса по игровой зависимости gameover.org.ua. «Только в сетевые игры регулярно играет несколько миллионов человек. Я лично знаю сотни игроков, жизнь которых вертится вокруг игр, причём они уверены, что это нормально», — говорит Роман, сам в прошлом страдавший игровой зависимостью. Проблема носит всемирный характер: к примеру, в Южной Корее, одной из самых геймерских стран мира, её уже пытаются решить на государственном уровне. Корейские власти обязали IT-компании, разрабатывающие игры, отчислять часть прибыли на реабилитационные программы.

В мир иной
Разработчики игр подталкивают своих клиентов играть больше и чаще. В нарисованном мире за вполне реальные деньги продаются виртуальные предметы — gold и platinum аккаунты, всевозможные игровые «навороты». Поэтому IT-компаниям важно, чтобы геймер был глубоко погружён в цифровое пространство. «Я общался с украинским разработчиком игр, он жаловался, что не смог продать игру, — приводит пример Роман Устименко. — Издатель объяснил, что она интересна, но у неё низкая аддиктивность, то есть она плохо привязывает к себе».

Создатели игр «с привыканием» опираются на работы психолога Берреса Скиннера, доказавшего, что поведение человека можно контролировать с помощью несложной системы вознаграждений. Один из методов — заставить человека совершать тысячи однообразных действий, дав надежду, что один из следующих кликов принесёт удачу. Этот принцип используется на популярном игровом автомате «однорукий бандит». Другой приём — «играй или проиграешь». «Многое в игре мешает отлучиться от компьютера. Без постоянного присмотра достижения твоего игрового персонажа будут потеряны», — объясняет Александр Соловьенко.

5475959
Собачья терапия. В практике психолога Нины Кокойло был случай, когда избавиться от игровой зависимости подростку помог щенок

Борьба за умы идёт нешуточная, ведь на кону $112 млрд. До такой величины, по оценкам компании Gartner, занимающейся исследованиями в IT-сфере, возрастут ежегодные затраты геймеров во всём мире к 2015 году. Это всего в пять раз меньше, чем доходы фармацевтов, причём этот разрыв сокращается из года в год. А в странах СНГ, по оценкам Mail.Ru Group, оборот игровой индустрии в 2012 году составил $1,5 млрд, что на 22% превышает оборот киноиндустрии.

Перед приёмами разработчиков беззащитна психика детей и подростков. Тем более что, в отличие от сигарет или наркотиков, игры доступны с любого возраста. «Пройдёт ещё 5–10 лет, и вырастет новое поколение детей. Тогда проблема игровой зависимости будет очевидна для всех, но что-то исправить будет намного сложнее», — предупреждает Татьяна Полоскова.

Уйду от вас
Но виновата не только IT-индустрия. У игроков тоже есть причины «подсесть» на игру. Главная из них — в виртуальной жизни человек получает то, чего ему не хватает в реальности. «Одни удовлетворяют потребность в могуществе, для вторых это возможность свободно выплеснуть агрессию, третьих привлекают азарт и приключения, четвёртые находят спасение от боли и насилия в семье и социуме», — объясняет ведущий тренер Центра развития Kiev-Training Егор Иордек. По его словам, яркость переживаний усиливается ощущением безопасности и отсутствием ответственности.

Для мозга, утверждают психологи, восприятие игры и жизни зачастую неотличимы. «У геймеров происходит подмена понятий», — говорит эксперт по зависимостям Центра психоанализа и психологической поддержки «Градива» Нина Кокойло. В итоге человек буквально перевоплощается в супергероя или императора. И чем больше разрыв между реальным и желаемым, тем привлекательнее для человека компьютерные игры.

Лучший способ вернуть геймера к жизни — помочь понять причины «ухода» и предложить альтернативу. «Недавно я работала с шестнадцатилетним подростком, — вспоминает Татьяна Полоскова. — Поначалу мама сама давала ему деньги на компьютерный клуб, только бы он не видел её ссор с мужем. А когда родители развелись, сын потерял интерес к жизни и ушёл в мир игр с головой». Решением стало налаживание отношений с отцом: психолог помог подростку осознать, что отец ушёл от мамы, но не от него. Другому парню помог четвероногий друг. «Подросток не чувствовал себя в безопасности, — рассказывает Нина Кокойло. — Удачным решением стала покупка щенка, о котором он давно мечтал. Собака оказалась «посредником» между виртуальным и реальным миром, что существенно повлияло на дальнейшую терапию».

Чего психологи категорически не советуют, так это насильно отрывать геймера от компьютера. «Насилие только усугубит ситуацию, — предупреждает Нина Кокойло. — Исчезнут игры — будет много агрессии, конфликтов и появится что-то другое». Задумавшись над мотивами и последствиями игры, многие геймеры способны самостоятельно изменить своё поведение, уверен Егор Иордек.

Именно так поступил Александр Соловьенко. «Спустя год в Perfect World я задумался и понял, что давно не был на рок-концертах, все разговоры с женой крутятся вокруг игры, а вечерние прогулки стали редкостью, мне это не понравилось», — вспоминает он. Сейчас ему 29 лет, у них с женой много новых общих хобби, в том числе садоводство. А ещё Александр вспомнил о своём давнем увлечении и теперь виртуальным играм предпочитает реальную игру на бас-гитаре.

Тревожный звонок
Игра перестала быть просто развлечением, если верны хотя бы два из этих утверждений

 

- Человек любит рассказывать об игровых событиях, уделяя им столько же или больше внимания, сколько делам реальной жизни
- Оставшись на несколько дней без доступа к игровому компьютеру, человек чувствует дискомфорт
- Достижения в игре (прохождение уровня, победа в битве) равноценны успехам в реальности (сданному экзамену, повышению в должности)
- Расходы на игру (обновление компьютера, покупка лицензионных игр, плата за интернет) заметны на фоне общих трат
- При выборе между несколькими способами проведения досуга предпочтение чаще всего отдаётся игре
- Человек играет вместо выполнения домашних и служебных обязанностей, игнорирует договорённости и обещания
- Время на игры находится за счёт пренебрежения собственным здоровьем, гигиеной и сном
- Навязчивое желание играть в «неигровое» время, например, на работе
- Тяга к игре настолько сильна, что сравнима с базовыми потребностями: сексом, сном, едой
- Игра ассоциируется с яркими эмоциями и переживаниями, а реальность — с серыми буднями

Источник: опрос психологов

Андрей Бережанский, Фокус

 

Оригинал статьи

http://focus.ua/society/271755/

В социальных сетях:

Обновлено 05.07.2013 09:04
 

Комментарии   

 
0 #1 Иван Ю. 04.08.2014 02:00
Если и играть в компьютерные игры,то только в одиночные.Но лучше вообще не играть. 8)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дорогие друзья, мы очень нуждаемся в Вашей помощи! Подробнее читайте на нашем форуме в специальной теме.

Похожие материалы

GameOver.org.ua